Казахстан: на золотом зерне сидели…

Фильтры

Регион

Новости

Казахстан: на золотом зерне сидели…

В этом году казахстанские хлеборобы постарались на славу - 22,7 миллиона тонн в бункерном весе. Но особой радости, не говоря уже о выгоде, они им не принесли. Дела с экспортом на мировые рынки обстоят из рук вон плохо. Правительство, принимает всевозможные меры и даже готово вернуть мелким перекупщикам право заниматься зерновым бизнесом, как это было когда-то.

Однако, несмотря на то, что экспертная группа, созданная по поручению главы кабмина Карима Масимова приняла решение об отмене лицензирования зернотрейдеров в марте этого года, принятые поправки к завершению уборки не поспели.

Пока проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам лицензирования" на подходе, глава сельского хозяйства Акылбек Куришбаев выступает за облегчение данной процедуры уже сейчас, чтобы завтра начать работу.

- Норму о лицензировании экспорта зерна, я думаю, надо отменить. Соответствующую инициативу мы уже предложили правительству, внесли соответствующий законопроект по отмене данного вида лицензирования, - отметил госмуж от МСХ на правительственном часе в мажилисе парламента в начале прошлой недели.

Между тем, правила лицензирования, распугавшие многих мелких перекупщиков, принимало то же самое правительство в сентябре 2007 года, якобы для того, чтобы улучшить контингент среди зернотрейдеров. А заодно обеспечить продовольственную безопасность зерна, создав механизмы регулирования государством потоков его экспорта.

От 5000 хозяйствующих субъектов ранее осуществлявших операции с зерном, по данным МСХ, сегодня реализацией на экспорт занимаются 510 лицензированных экспортеров. Саму лицензию в министерстве обещают отменить весной следующего года. Видя такое положение, депутаты мажилиса парламента сходятся в едином мнении - чиновники, за что боролись на то и напоролись. Словом, нечего было и вводить.

- Раньше на элеваторах в северных областях каждый день сидело по 50-60 закупщиков, осуществлявших мелкий бартер для российского рынка, - говорит мажилисмен Петр Дмитриенко, - их сейчас нет! Одна из причин их исчезновения - введение лицензии. Тем самым лишили людей, которые продавали небольшими партиями, возможности заниматься зерновым бизнесом. Они и ушли, потому что ехать за 700 километров в Астану для того, чтобы получить лицензию из-за ста тонн зерна - это невыгодно. Потому и получилось, что единицы лицензию получали. Сегодня никто кроме АО "Продкорпорация" закуп не производит, - подытоживает он.

Впрочем, АО Продкорпорация" до сих пор с закупом не спешит. Аезхан Даринов, глава союза фермеров Казахстана не так давно совершил поездку по Акмолинской области. Он поведал о ситуации на зерновых фронтах.

- Пока ни одна тонна не продана. Как зерно лежит на элеваторах, на токах под открытым небом, под дождем и снегом, так и лежит. Еще ни один крестьянин не сказал, что кто-то закупает.

Также глава союза фермеров сомневается, что спешная мера от министра чем-то поможет крестьянам. На то, чтобы собралось достаточное количество зернотрейдеров понадобится время, которого у аграриев и без того мало.

Как об альтернативном варианте впору вспомнить о товарных биржах. Недавно горячие призывы из кабмина продвигать торги - мол, это поможет точному учету, прозрачности и сокращению лишних посредников между аграриями и покупателем, закончились принятием нового закона. Только самих фигурантов биржевой торговли, по словам генерального директора кокшетауской универсальной биржи "Окжетпес" Бибигуль Садвакасовой, он никоим образом не вдохновил.

- Закон поменяли не в лучшую сторону, - сетует директриса, - первое, это запретили ТОО открывать биржи, то есть ограничили формы собственности. Теперь получается, мы должны будем до нового года или закрыться или же преобразовываться в АО. Для того, чтобы стать АО необходимо 65 миллионов уставного капитала, не у всех есть такая сумма. Второе, ограничили права предпринимателей, они больше не могут выступать как биржевые брокеры. И третье, до сих пор нет списка биржевых товаров, приобретаемых и продаваемых на биржевых торгах. Старый перечень автоматически теряет силу с вступлением нового закона в ноябре этого года. Так что сидим пока без ничего. Таким образом, складывается впечатление из всех нововведений, что власти не хотят избавлять от теневой экономики, им так удобнее. Биржевые торги ведь дают хоть какую-то прозрачность на рынке, все же будет видно как на ладони: кто, сколько продает и кто, сколько покупает, плюс к этому биржи ценообразованию способствуют, - говорит она.

В то же время, ситуация с мировыми ценами никак не желает стабилизироваться - стоимость пшеницы до сих пор держатся на низшем уровне.

Кстати, о том, сколько миллиардов тенге можно было бы заработать на том зерне, что лежит под открытым небом, будь в Казахстане налажена должным образом его переработка, не раз рассказывал на всевозможных форумах директор ТОО "Биохим", вырабатывающий в Северо-Казахстанской области экологически безопасное топливо из зерновых культур Александр Сутягинский. Он один из немногих в стране, кто занимается технологиями глубокой переработки зерна. Казахстан, как он говорит, пошел по простому пути: зерно, мука, комбикорм. На самом деле наименований продуктов переработки из зерна переваливает через добрую сотню, начиная от пищевой отрасли, косметической индустрии, промышленности и так далее. Технологии есть, сырья достаточно, производство - прибыльное! Но сегодня то ли из-за того, что некому продвигать подобные проекты на государственном уровне, то ли из-за равнодушия чиновников, сидя на золотом зерне, страна теряет миллиарды тенге.

Олег Ларов, специально для Gazeta.kz

Петля урожайности

В начале уборки урожая нынешнего года всех крестьян, работающих на зерновом поле республики, заинтересовало и ввергло в уныние сообщение СМИ о том, что на заседании правительства премьер-министр республики Карим Масимов озвучил цену выращенного урожая. Именно по заданию правительства продкорпорация должна была закупать выращенный хлеб по цене 165 долларов за тонну. По сравнению с годом минувшим цена выращенного зерна упала почти в два раза. Ведь в 2008 году та же корпорация закупала пшеницу по 250 долларов за тонну.

Дальнейшие события показали, что даже озвученная главой кабинета министров долларовая стоимость тонны зерна не соответствует реалиям зернового рынка. Просто некуда выращенное стало продавать. Естественно, есть государства, которым очень нужен хлеб. К примеру, в северо-западных районах соседнего Китая случился большой недород. Но что-то наши отечественные предпринимательские структуры оплошали, не заняли довольно перспективную нишу на бирже зерна. Справедливости ради стоит отметить, что и в соседней России, где в ряде областей была засуха, картина с реализацией выращенного урожая довольно неприглядная. По оценкам коллег-журналистов очень упала цена на зерно в Омской области и Красноярском крае.

Сразу после окончания уборки за тонну пшеницы третьего класса мукомольные предприятия, которые и являются основными потребителями зерна, давали за тонну не более 15 тысяч тенге. А с течением времени цена понизилась еще и намного. Вот конкретный пример. Крестьянин Женис Жанастаров в начале ноября продавал пшеницу с Боровского элеватора, где он хранил выращенное им зерно, по 9 тысяч тенге за тонну. Это в то время, что накануне зерноотходы продавались по 8 тысяч тенге за тонну. Первыми покупателями почти дармовой пшеницы стали сами работники элеватора. Ведь у каждого есть и птица, и мычаще-хрюкающее поголовье в сарае.

Что же толкнуло крестьянина на такой шаг? Банковский кредит. Тот самый, который он брал накануне посевной на приобретение уборочной техники и горюче-смазочных материалов. Именно пиковая ситуация подвигла на крайне невыгодный для предпринимателя шаг. Ведь в банке за несвоевременное погашение кредитов идет пеня, которой банки всех уровней с удовольствием пользуются. К тому же не хотел он еще и платить элеватору за хранение своего зерна. Ведь уже заплатил немало и свое финансовое положение сегодня характеризует как "петлю урожайности".

Приемка тонны зерна обходится в 149,33 тенге за тонну. Сушка этого же объема пшеницы, в зависимости от процента влажности обойдется в 155,48 тенге за каждый процент, очистка пшеницы тоже в зависимости от засоренности потянет 12,62 тенге за тонну (опять же за каждый процент засоренности). А вот за хранение тонны пшеницы хлебороб вынужден платить 141,81 тенге за тонну. Есть еще одна элеваторская операция, за которую опять же платит производитель хлеба. При отправке своей пшеницы куда-либо крестьянин вынужден платить за погрузку каждой тонны по 173,72 тенге. Вот потому и продал крестьянин 30 тонн пшеницы третьего класса по крайне низкой цене. И его можно понять.

Но далеко не все готовы реализовывать с большими затратами выращенный хлеб по низкой цене. У многих есть ангары-склады, в которых они намерены хранить зерно до весны. Именно тогда по расчетам фермеров может подняться цена на пшеницу. Хотя в такую перспективу верится с трудом. За примерами далеко ходить не надо. Если в минувший сельскохозяйственный год крестьянин не продавал зерно по 250 долларов за тонну, а ждал еще более высокой цены, то нынешней весной он свою пшеницу отдавал по 45 тысяч тенге за тонну. Будущей весной ситуация может повториться.

Да и рискуют ангаровладельцы немало. Дело в том, что в своих ангарах они не проводят обеззараживание зерна, как это делается на элеваторах, и таким образом появляется перспектива, что в пшенице заведется зерновой клещ. Вредитель это очень вредоносный и быстро размножающийся. И тогда, с клещом крестьянин будет вынужден продавать свою продукцию, как зерноотходы.

Сейчас все крестьяне Костанайской да и других областей, где выращен богатый урожай, надеются на правительство, которое вместе с продовольственной корпорацией должно помочь хлеборобам продать выращенный урожай по достойной цене.

Александр Пивнев, специально для Gazeta.kz

***

Тем временем

Государство ищет рынки сбыта зерна для сельхозпроизводителей и намерено закупить у них 5,5 млн тонн зерна урожая нынешнего года. Об этом президент РК Нурсултан Назарбаев сообщил в пятницу в ходе прямой линии, отвечая на вопрос, может ли государство помочь крестьянам с закупом зерна.

"Государство всегда держит резерв… эти полмиллиона тонн будут закуплены, то есть 5,5 млн тонн - большая поддержка", - отметил Н. Назарбаев.

"Правительство по моему поручению ищет сейчас потребителей, мы ведем переговоры с Китайской Народной республикой, при моем визите в арабские страны тоже мы этом говорили, в Италии об этом говорили, то есть мы помогаем селянам кредитовать свою продукцию", - сказал президент.

Он также подчеркнул, что "государство помогает сельхозпроизводителям возвращать издержки на транспортировку этого сырья". "Поэтому, государство, как всегда вас не оставит наедине, и мы вам будем помогать".

"Действительно, в условиях, когда отсутствовал кредит от банков второго уровня, государство… оказало такую помощь, что в условиях отсутствия кредитных денег наши хлеборобы посеяли зерна на 600 тыс. гектаров больше, чем в прошлом году", - отметил Н. Назарбаев.

"Вы знаете, какую помощь мы оказываем по переработке сельскохозяйственной продукции, создаются новые молочно-товарные фермы …создаются новые откормочные площадки, чтобы увеличивать производство мяса. И вот, в этом году, действительно, такая трудность есть, я это знаю, поэтому дано поручение "Продкорпорации" закупить у наших селян 5 млн тонн зерна, 1,5 млн уже закуплено, по фиксированной цене", - сообщил глава осударства.

Источник: gazeta.kz

Также в разделе

Комментарии (0)